Ричард Султанов — о последствиях коронавируса для мировой авиационной индустрии

Ричард Султанов — о последствиях коронавируса для мировой авиационной индустрии

Как эпидемия коронавируса отразилась на работе авиационного рынка в Китае?

Ричард Султанов: Эпидемия коронавируса очень сильно ударила по китайскому авиационному рынку. Я бы сказал, эффект можно назвать катастрофическим. Совсем недавно авиационный рынок Китая был на третьем месте в мире и развивался столь стремительными темпами, что очень быстро мог занять второе место. Но по причине эпидемии, экстренной отмене рейсов и значительном падении пассажиропотока эта перспектива теперь под угрозой. Сейчас Китай находится на 25-ом месте в мире, авиационный рынок страны стал меньше рынка Португалии. С последней недели января по сегодняшний день было потеряно 80 % провозной способности, это почти два миллиона мест. Международные рейсы сократились почти на 90 %. Предугадать развитие ситуации сложно, но в любом случае потери будут колоссальными.

Ричард, могли бы Вы рассказать о последствиях массовой отмены рейсов?

Ричард Султанов: Негативных последствий много. Если говорить о практических, то это сложности с логистикой, с отправкой почты и товаров авиатранспортом. Но куда более серьезным являются финансовые потери. Авиакомпании теряют огромные средства в связи с простоем воздушных судов. Лизинговые платежи все равно приходится платить. Эти самолеты нельзя куда-то передислоцировать, они должны выполнять рейсы именно из Китая в другую точку, а спроса нет из-за введенного карантина. Конечно, отмена рейсов — это необходимое и правильное решение, так как оно позволило минимизировать распространение вируса по всему миру. У игроков из других стран больше гибкости – они могут перекинуть провозные мощности на другие рынки. Для них Китай это одно из направлений.

Авиакомпании в Китае и Азии в целом пытаются сократить издержки во всем. Практически сразу после объявления о прекращении рейсов целый ряд авиакомпаний Китая объявил о сокращении штата иностранных летчиков. Проще говоря, им предоставили возможность взять неоплачиваемый отпуск. До недавнего времени авиаперевозки в Китае росли столь значительными темпами, что катастрофически не хватало пилотов, и компании за большие деньги привлекали иностранных специалистов. Надо сказать, что большое количество летчиков из России переходили в китайские авиалинии, потому что зарплата там в два-три раза выше той, что получают российские пилоты. Некоторые компании объявили о снижении заработной платы, некоторые попросили сотрудников в срочном порядке отгулять все свои отпуска.

Также можно отметить падение цен на керосин в некоторых странах. Поставщики пытаются перенаправить танкеры на более ликвидные рынки, которые меньше пострадали от отмены рейсов. Но там, где это сделать не представляется возможным, цена керосина уже значительно упала.

Есть ли надежда на улучшение ситуации? Какой Ваш прогноз?

Ричард Султанов: Я думаю, что ситуация улучшится не так быстро. Многие европейские и американские перевозчики называют конец марта—начало апреля как возможную точку пересмотра своих действий. Они не считают, что ситуация изменится быстро, и хотят планировать использование своих ресурсов. Для всех глобальных игроков это будет большим ударом, но особенно сильно его ощутят перевозчики из Азии. Потери, в зависимости от продолжительности эпидемии, несомненно будут большими.

Ричард Султанов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.